Рынок экскаваторов 2015

2015 год ознаменовался продолжением падения рынка дорожно-строительной техники. Западные санкции и резкий рост курса мировых валют по отношению к рублю привели к тому, что финансовые возможности компаний исчерпались, банковские продукты и лизинговые предложения стали для них дорогими, а крупные инвестиционные проекты сократились.

В конце 2014 года дилеры компаний-импортёров, с целью выполнения плана продаж последних, были вынуждены выкупать технику на склад, которая распродавалась почти до середины 2015 года. Всё это отразилось на показателях падения рынка. Рассмотрим статистику продаж основных брендов землеройных машин, на долю которых приходится 43% в сегменте дорожно-строительной техники.

Колёсные экскаваторы

Снижение продаж в январе-октябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 66%. В частности:

  • Hyundai – 10 ед. (- 94%), потеряла 18% рынка;
  • Doosan – 14 ед. (- 91%), потеряла 14% рынка;
  • JCB – 5 ед. (- 91%), потеряла 5% рынка;
  • Hitachi – 14 ед. (- 72%), потеряла 1% рынка;
  • Volvo – 15 ед. (- 74%), потеряла 2% рынка;
  • Caterpillar – 20 ед. (-70%), потеряла 1% рынка;
  • RM-Terex – 110 ед. (+7%), доля рынка увеличилась на 17%.

Успех RM-Terex во многом определяется появлением в апреле 2015 года колёсных экскаваторов нового поколения WX 200 и их гусеничного варианта TX 210LC, уровень локализации которых на производственной площадке ЗАО «Тверской экскаватор» достиг 70%.

Гусеничные экскаваторы

Снижение продаж в январе-октябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 69%. В частности:

  • Hyundai – 76 ед. (- 89%), потеряла 11% рынка;
  • Hitachi – 468 ед. (- 68%), увеличила долю рынка на 2%;
  • Komatsu – 355 ед. (- 4%), увеличила долю рынка на 20%;
  • Caterpillar – 20 ед. (- 82%), потеряла 4% рынка;
  • Doosan – 73 ед. (- 84%), потеряла 5% рынка;
  • Volvo – 70 ед. (- 72%), сохранила долю рынка в 6%;
  • RM-Terex – 50 ед. (+ 50%), доля рынка увеличилась на 2.5%.

Экскаваторы погрузчики

Снижение продаж в январе-октябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 78%. В частности:

  • JCB – 240 ед. (- %), потеряла 15% рынка;
  • RM-Terex – 159 ед. (- 86%), доля рынка увеличилась на 11%;
  • John Deere – 3 ед. (- 98%), потеряла 3% рынка;
  • Volvo – 134 ед. (- 43%), увеличила долю рынка на 10%;
  • Caterpillar – 42 ед. (- 92%), потеряла 8% рынка;
  • Komatsu – 69 ед. (- 67%), увеличила долю рынка на 3%;
  • Hyundai – 3 ед. (- 97%), потеряла 3% рынка;
  • MST – 13 ед. (- 91%), потеряла 2% рынка;
  • Hidromek – 16 ед. (- 89%), потеряла 2% рынка;
  • Cukurova (Elaz) – 28 ед. (- 55%), увеличила долю рынка на 1%.

Статистика показывает, что большую долю рынка занимают те иностранные компании, которые локализовали свои производства в России.

Из-за курса рубля, который имеет тенденцию к росту, количество импортированной техники в 2015 году заметно снизилось. По этой же причине рост цен в 2016 году будет неизбежен, и уже сейчас некоторые компании меняют ценники, увеличивая их в среднем на 5%.

Протекционистская политика Правительства РФ также направлена на то, чтобы процесс локализация в России углублялся. Об этом, например, свидетельствуют:

  1. Постановление Правительства РФ от 31 января 2015 года № 84 со списком отдельных видов машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных служб.
  2. Принятый Госдумой РФ в третьем чтении законопроект об утилизационном сборе на дорожно-строительную технику. Закон вступает в силу с 2016 г.

Некоторые аналитики полагают, что глубокая локализация экономически не выгодна (в России либо отсутствуют производители необходимых компонентов, либо их стоимость выше импортных аналогов), а законодательные меры не эффективны (гос.закупки составляют только 5% от общего объёма рынка). Однако реальность (закономерность) такова, что в 2016 году компании будут вынуждены заниматься импортозамещением.

Закажите исследование рынка спецтехники в компании Эффет:

  • Исследование потребителей спецтехники
  • Конкурентный анализ предложения спецтехники
  • Стоимость владения спецтехникой в России